Вопросы ради вопросов

Монах Шаолиня бежит по отвесной стене

Автор телеграм канала «Продукты, книги и любовь» Марьяна спрашивает читателей:

Я часто слышу, как люди, делая проекты задают вопросы ради вопросов. Обычно это происходит так. Например дизайнер сходил на какой-то обучающий курс или следит за каким-то крутаном. И слышит, что ему говорят, какие вопросы нужно задавать, чтобы нарисовать лендинг. Например, прорабатывая пользовательские сценарии нужно спросить какая аудитория придёт, какие у неё проблемы и как она уже ее решает.

Вот он и задаёт их. Но полученные ответы не применяет в своей работе. Получается зря спрашивал.

Мне это напоминает историю про карго культ — когда люди бездумно повторяют какие-то действия, ожидая при этом тот же результат, который увидели.

И при этом всем я знаю много людей, которые задают вопросы, понимая что делать с ответом, а не просто потому что кто-то так сказал. И меня волнует вопрос — как управлять переходом с первого состояния во второе.

Я подумал было ответить в личных сообщениях, но получается ответ на целый пост)

В ментальную ловушку «спроси, но не сделай» я попадал в свое время очень часто, пока в один прекрасный день не осознал, что это бег по кругу в каком-то смысле.

Вообще ситуация намного глубже, как мне кажется. Человек задает вопрос ради вопроса и в 99 % случаев он не понимает, для чего он это делает.

  1. Информационное накопительство. Этим страдают многие, но не отдают себе в этом отчета и не пытаются ситуацию поменять. Купить/скачать/спиратить/заскринить в Evernote — вот основные сценарии накопления информационного «жира».
  2. Перфекционизм довлеет над нами. Задающему вопрос априори кажется, что он не сможет повторить работу Мастера, поэтому пыл вдохновения от полученных знаний резко угасает и «руки опускаются». Мысль о том, что твой продукт будет вторичен и не так хорош, как экспонат от гуру вырабатывает стойкие антитела к запалу и, собственно, продолжению работы над проектом.
  3.  Меня заставили. В условной системе «начальник заставил сходить, прослушать этот курс» это часто встречается. Однако на практике возникают сложности с реализацией полученных знаний из-за нечетких ТЗ, особенностей архитектур, ПО и.т.д. Классический пример: идет продакт послушать как там у AMO CRM устроены процессы взаимодействия отделов, воронки продаж, каналы, а по приходу домой запускает легкий, воздушный Bitrix 24  и там внезапно! все по-другому.

Критикуя — предлагай, поэтому вкратце расскажу, как с этим борюсь я.

Заранее выписываю для себя вопросы, на которые хочу получить ответ (если планирую читать книгу или прослушать курс)

Продумываю (хотя бы примитивно, в черновике), каким образом это поможет мне решить рабочие задачи, выполнение которых до определенного момента застопорилось или пропало желание вообще их делать.

Держу в голове мысль о гуру и перфекционизме «Всегда найдется тот, кто лучше тебя в целом и частностях». После принятия этого пункта все становится проще и легче — от тебя не ждут великих свершений, а ты не занимаешься самоедством по поводу вторичности.

Накопление — боль. Любая вновь поступаемая информация должна перерабатываться. Увидел хорошую статью по близкой теме — напиши пост, поменяй статус в FB, отреагируй в комментариях — любая реакция на информацию приемлема и доступна каждому.

По последнему пункту отмечу, что накопление легко решается сносом неиспользованной информации в Trash. Я работаю с Evernote и всякого рода неиспользованные заметки и скрины просто удаляю в конце недели, чтобы освободить место для нового, интересного.

Вопросы ради вопросов: 2 комментария

  1. Ирина

    про накопление согласна — есть такая проблема…Никак не могу определиться с базой знаний, что только уже не перепробовала, ничего не нравится.

    1. Dmitry Автор записи

      Ирина, а что пробовали из сервисов? Как вам OneNote, не зашло ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.